Аллея Разума – блог

Десять быков дзен - 1 Поиски быка

1я картина Какуана: «Поиски быка».


Перед прочтениям данной статьи, рекомендуем ознакомиться с предыдущей о том, кто такие Пассионарии духа.

➤ Пассионарии духа. Кто это? Как достичь просветления?

Напомним, что: 

Пассионарии духа — люди, приоритетом для которых является не изменение среды обитания, а познание собственного я, изменение себя лично, своего мировоззрения и миропонимания.


Период, когда Пассионарий духа (и, возможно, будущий Бодхисаттва) для постижения вопроса о смысле своей жизни и понимания «Кто Я? »  пускается в поиски и отражен на первой из картин китайского мастера Коань Шиюан (Какуана) – «Поиски быка». Сегодня остановимся именно на ней.

Все 10 картин Какуана.

В стихотворной форме даны комментарии к этой картине.

1. ПОИСК БЫКА
На пастбище мира сего я бесконечно раздвигаю высокие заросли, надеясь увидеть быка. Проходя вдоль незнакомых рек, блуждая в переплетениях тропинок, теряющихся в высоких горах, Я потерял силы и надежду, Я не могу найти быка. Я слышу один лишь стрекот цикад в ночном лесу.

Комментарий. Бык потерялся, стоит ли искать?
  • Ведь лишь из-за отрыва от истинной своей природы я не могу найти его.
  • В смешении разных чувств я потерял следы.
  • Вдали от дома, озираясь на распутьях, не знаю я, какой идти дорогой.
  • Страх, алчность, зло, добро с пути меня уводят.

С чего начинать поиски истинного себя? 


Однако, по нашему мнению, первый этап правильнее было бы начать не со стадии «поиска быка», когда подразумевается, что человек уже осознал, что он ищет свою истинную природу, а с этапа поиска… неизвестно чего.



Кстати, в русских сказках этот период отражен довольно реалистично: пойти туда — не знаю куда, принести то — не знаю что.

Следует отметить, что решение этой и других подобных задач рекомендовалось начинать делать с утра, ибо «утро вечера мудренее». Но на этом мы детальнее остановимся позднее, если получится :) .

Итак, когда в поисках «незнамо чего» (Чуда – юда невиданного, плавающего в океане Абсолюта) и попытках избежать дискомфорта от не гармоничности собственной жизни, наш Пассионарий духа узнает, что искать-то нужно свою истинную сущность, а не неизвестно что и наступает этап поиска быка.

Первая сложность преодолена, цель поиска названа*, остается только «побывать» в разных возможных местах «ее/его обитания», найти и поймать.


* Подразумевается, что хотя формулировка названия чего либо, сама по себе не равнозначна обретению понимания сути предмета, но именно вербализация позволяет начать осмысленно осознавать объект размышления. Подробнее см. Густав Шпет. Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на темы Гумбольта.  https://ua1lib.org/book/2934259/18743c


Понимание цели поиска не следует воспринимать пространственно-временно, как необходимость побывать в разных школах различных направлений духовных традиций и в результате начать считать себя «продвинутым практиком». Как следствие такого духовного туризма, потом часто возникает разочарование (что в йоге, что в буддизме, что в других традиционных учениях). Оптимальным представляется следование одной из традиций, в которой есть разработанная методика преподавания, до момента получения устойчивого результата. Путей много, вершина одна, но по всем пройти одновременно не получится. Ну и естественно, современный человек с развитым информационными потоками мозгом, не должен отказывать себе в теоретическом ознакомлении с другими традициями. Это, в последствии, поможет быстрее сформировать целостную картину своего Бытия.


Комментарии к 10 быкам дзен

За давностью лет создания, многие авторы писали комментарии к картинам Какуана. Остановимся на некоторых и порассуждаем.

Ошо

https://oshomevlana.ru/index/desyat-bykov-dzen

Безусловно, важность вопроса «Кто я?» отрицать невозможно. Но пояснение, что «Бык — это символ энергии, жизненной силы, движения... Бык олицетворяет саму жизнь. Бык олицетворяет вашу внутреннюю силу, ваш скрытый потенциал» мало понятно и больше похоже на формулировку в духе культурно-идеологических популистских лозунгов «ни о чем». Хотя, вероятно, что для слушателей Ошо, данные формулировки были очень привлекательны.

Жизненные силы не увеличить и не обрести посредством акцентированно медитативных размышлений. Скорее, результат будет больше похож на тот, что был у Рамакришны, который после длительных медитаций так ослабевал, что не мог подняться без посторонней помощи.

➤ Читать жизнь Рамакришны 

А представление о внутренней энергии (пране, ци, кундалини) для начинающего искателя существует только как название (Чудо-юдо невиданное) но не на реально осязаемый и осознаваемый объект. Кроме того, для пробуждения-развития энергии и для жизненной силы необходимы другие практики – с телом, как основой, особенно в начале.



Мастер Вон Кью-Кит

В книге Энциклопедия Дзен https://archive.org/details/isbn_5818300234

Говорит о том, что человек ищет свою природу Будды, которую потерял. Не умаляя труд мастера, сделаем только небольшое замечание.

  1. Если рассматривать это замечание на всем понятном формально-логическом уровне вопрошающего (монаха из притчи в предыдущей статье), то как можно потерять то, чего никогда не имел?
  2. Но если смотреть с уровня мастера наставника, то как можно потерять то, что было и есть всегда?

Картина Лян Кая - «Шестой патриарх рубит бамбук».

Для иллюстрации мировозрения мастера, вспомним историю шестого патриарха Чань –Хуэйнена, который в споре с другими претендентами на место настоятеля продемонстрировал свое понимание (и просветление) следующими стихами:

Его конкурент на место наставника, некий Гатха Шэньсю, демонстрируя привычное мышление, написал:
Тело есть древо просветления-бодхи, Тело наше — это древо Бодхи,
А сознание подобно светлому зерцалу на подставке.
Сердце подобно подставке для ясного зерцала.
Мы должны прилежно трудиться, непрестанно вытирая его,
Час за часом мы тщательно протираем его,
Чтобы на нем не было пыли и грязи!
Не оставляя ни мельчайшей пылинки.

Ответная гатха Хуэйнена была следующая:
Просветление-бодхи изначально не имеет древа,
Изначальное бодхи — отнюдь не дерево,
А светлое зерцало не имеет подставки.
У пресветлого зерцала нет подставки.
Коли природа Будды всегда совершенно чиста, 
Изначально не существовало никаких вещей,
То где на ней может быть пыль?!
Так откуда же взяться пыли?

Вторая его гатха:
Само сознание есть древо бодхи,
А тело есть светлое зерцало с подставкой.
Светлое зерцало изначально чисто,
Где же на нем будет грязь и пыль? 
 (Перевод Абаева и Маслова https://board.buddhist.ru/showthread.php?t=8456)

В общем, как и «пыли» нет на зерцале, так и потерять его невозможно.


(Разумеется, все это следует понимать в определенном ракурсе, со сменой «уровней» понимания что и приводит в замешательство мозг, находящийся в рамках дискурсивного** мышления )

** Дискурсивное мышление (от лат. discursus - рассуждение) — форма мыслительной стратегии, в которой происходит последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего. Различают дедуктивные - и индуктивные умозаключения. Часто дискурсивное мышление противопоставляют интуитивном.


Ну а раз нет ни пыли ни потери, то и «Деревья и камни, горы и реки - всё имеет природу Будды», и все вокруг потенциально просветленные. Остается только понять это. А бодхисаттвам донести это до остальных. Что они успешно делают.


Успешно для просветлевших и успешно для них самих, так как все вокруг уже и так просветленные :)


Приглашаю вас, начать или продолжить ваши собственные поиски быка. Например в Ментальном Парке. 

Поиски себя с через медитацию
 Поиски себя через йогу
Философия